В октябре 2012 года педагоги студии «Эстетические классы» выпустили учебное пособие «Музыкальные развивающие игры».
Мигунова Н. В.
педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ
Кубракова С. И.
педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ
концертмейстер МБОУДОД ДЮЦ
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому, что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга людей к игре.
Игра — одно из универсальных средств в деле становления личности. Одна и та же игра может выполнять несколько функций:
1. Развлекательная
2. Коммуникативная
3. Релаксационная
4. Развивающая
5. Воспитательная
Игра — сфера активного обогащения личности, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты.
Игра — самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества.
Игра — активное средство воспитания и самовоспитания детей.
Игра — источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения.
Таким образом, игра — это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, созидающего то, что, раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое воспитание окружающего мира, воображение и фантазия.
Многообразие мира игры позволяет выделить игры, которые наиболее распространены в учебном процессе и во внеурочное время и которые, в конечном счете, помогают каждому их участнику становиться лучше:
1. Сюжетно — ролевая игра
2. Игра — драматизация
3. Игра — труд
4. Дидактические игры
5. Подвижные игры
6. Игры — забавы и развлечения
7. Музыкальные развивающие игры.
Большую роль на занятиях хор – вокала и ритмики играют музыкальные развивающие игры. Они помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.
Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному се восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Музыкально — развивающие игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:
1. Улучшать качество ритмичных движений детей;
2. Придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
3. Формировать умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения.
4. Способствовать формированию и развитию эмоциональности, как в целом, так и при вокально-исполнительной деятельности.
Сборник содержит разно уровневые игры, которые распределены по разделам. Каждый раздел включает в себя задачи, описание игр и нотный материал.
Сборник «Музыкальные развивающие игры» рекомендован в помощь музыкальным руководителям, учителям музыки, педагогам – хореографам, которые работают с дошкольным и младшим школьным возрастом. В предлагаемом сборнике представлены разнообразные игры: подвижные, музыкально – ритмические, игры – танцы, игры – песенки. Представленный материал внесет разнообразие в учебные занятия наполнит их положительными эмоциями, поможет развитию творческого потенциала и мотивации учащихся.
Предлагаем некоторые игры по разделам:
I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ.
Задачи: учить детей слышать и передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз; выполнять движения в соответствии с характером музыки.
Описание:
Разделиться на 4 шеренги.
В середине обруч, в нем флажок.
Из каждой шеренги выходят по одному человеку и встают у обруча, лицом к своей шеренге.
Звучит плясовая музыка — дети танцуют.
С заключительным аккордом быстро наклоняются и берут флажок. Победитель несет флажок в свою команду.
Игра повторяется с новым флажком. Выигрывает тот отряд, кто получил больше флажков.
(любая плясовая музыка)
Описание:
Дети встают по кругу парами, образуя из поднятых рук «воротца».
С началом музыкальной фразы выбранная учителем пара начинает движение по кругу галопом. Дети проходят через «воротца», направляясь к своему месту.
С началом следующей музыкальной фразы начинает движение вторая пара, затем третья и так далее.
(Полька «Добрый жук»).
Задачи: учить детей различать разнохарактерные части музыкального произведения и передавать характер музыки в движении, выразительно двигаться в соответствии с музыкой.
«Польская игра — танец»
Описание:
Дети стоят в кругу. Со словами, под музыку выполняют движения.
Вопрос: Ау — ца — ца? — ведущий
Ответ Ау — ца — ца — Гоп! — дети.
• Локти на тэо (к телу).
• Коленки о кетч (согнуть).
• Ноги як у чушки (согнуть и развернуть внутрь).
• Оперки от тэо (прогнуться в пояснице).
• Глава на пшедо (голова на плечи).
• Язык на броду (язык в сторону). В конце побежали.
(песня «Ковыляй потихонечку»).
Описание:
Звучит музыка, дети идут парами по кругу. Музыка останавливается. Ведущий называет определенную часть тела, которой дети должны прикоснуться друг к другу. Звучит следующий музыкальный фрагмент. Участники ритмично танцуют в паре, касаясь друг друга заданной частью тела. Например: правым плечом, левым плечом, правым локтем, коленками и т. д.
(любая танцевальная музыка).
III. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕКИЕ ИГРЫ. ИГРЫ — ПЕСЕНКИ.
Задачи: развивать чувство ритма, памяти, внимания, умение слышать сильную долю; учить детей передавать несложный ритмический рисунок в движении, выразительно выполнять движения в соответствии с музыкой, текстом.
«Если нравится тебе»
Описание:
Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.
1 куплет — 2 щелчка пальцами над головой
2 куплет — 2 хлопка в ладоши
3 куплет — 2 хлопка по коленям
4 куплет — 2 притопа ногами
5 куплет — перечислить все движения
6 куплет — вместо движений «хорошо»!